Уже в мае 2025 года в Украине начинается продажа бензина с обязательным содержанием спирта. У водителей есть опасения, что это повлияет на цену и качество топлива.
Что реально изменится для потребителей и зачем этот шаг — в материале РБК-Украина.
Главное:
- Что означают изменения в продаже бензина на АЗС?
- Значительно ли изменится цена топлива для потребителей?
- Каким будет качество бензина с содержанием спирта?
- Как подготовиться к изменениям в нормах продажи топлива?
На АЗС будут продавать бензин с биоэтанолом: что это значит
С 1 мая 2025 года на украинских автозаправочных станциях начнут продавать бензин, в составе которого должно быть 5% биоэтанола. Это предусмотрено изменениями относительно обязательности использования жидкого биотоплива (биокомпонентов) в области транспорта, принятыми еще в прошлом году.
«На самом деле никакой революции не произойдет, ведь подобное топливо в Украину уже давно завозится из Европы», — объясняет РБК-Украина аналитик консалтинговой компании «Нефтерынок» Александр Сиренко. Он подчеркнул, что с мая на АЗС начнется именно реализация бензина с содержанием спирта, а не, собственно, добавление биоэтанола непосредственно на автозаправочной станции.
Директор консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн отметил, что биоэтанол — это спирт, который производится из растительного сырья, например, кукурузы, и добавляется в бензин как компонент, снижающий вредные выбросы в атмосферу. В Европе и США такие примеси давно являются нормой. Например, в ЕС активно используют марки E5 и E10, а в Бразилии биоэтанол может составлять до 80% в топливе.
С начала полномасштабной войны Украина начала активно импортировать топливо из ЕС, поэтому даже не осознавая этого, украинцы уже давно пользуются бензином с содержанием биоэтанола.
Как изменится цена и качество топлива для потребителей
Стоит ли водителям беспокоиться о качестве нового топлива? По словам Александра Сиренко, бензин со спиртом является абсолютно безопасным. «Это тот же бензин и украинцы уже его потребляют некоторое время», — напоминает он.
Смесь с 5% спирта не вредит двигателю и соответствует современным стандартам качества. К тому же во многих странах мира это обязательная норма, которая не вызывает нареканий.
По словам Сергея Куюна, в Европе уже более полутора десятилетий действует требование обязательного содержания биоэтанола в бензине. Автомобили там такие же, как и в Украине — просто вместо вредных октаноповышающих примесей используют более безопасные, экологичные компоненты.
Эксперт отметил, что большинство современных двигателей без проблем работают с топливом, в котором биоэтанол составляет до 30%. А добавление лишь 5% этого компонента останется практически незаметным, даже для авто с большим пробегом или старшего поколения.
Однако есть определенные технические нюансы, о которых должны позаботиться АЗС. Биоэтанол — гигроскопичное вещество, то есть он активно впитывает воду. Если резервуар на заправке не очищен или имеет загрязнения, есть риск попадания посторонних веществ в бак автомобиля.
Именно поэтому отныне операторам АЗС придется тщательнее следить за чистотой резервуаров, проводить дополнительные проверки и обслуживание оборудования. Крупные сети, которые дорожат репутацией, к этому уже подготовлены. «Проблемы могут возникнуть на мелких или малоизвестных АЗС», — прокомментировал эксперт РБК-Украина.
Что касается цены, то существенного подорожания ждать не стоит, говорят в отрасли. Разница в стоимости биоэтанольного бензина и обычного 95-го будет небольшой, всего 20-40 евро на тонне. В пересчете на литр — это почти незаметные изменения.
«Мы ожидаем в целом удешевления нефтепродуктов на 3-5 гривен на потолке», — добавляет Сиренко. Он пояснил, что это в основном обусловлено снижением мировых цен на нефть в связи с лихорадкой на нефтяном рынке.
Что советуют эксперты и как подготовиться к изменениям
Хотя изменения официально стартуют с 1 мая, украинские автомобилисты уже давно фактически пользуются таким топливом и никаких массовых нареканий не возникало. Биоэтанол не влияет негативно на двигатель, особенно если речь о современных авто, которые рассчитаны на использование топлива европейского образца.
Александр Сиренко советует автовладельцам не играть в «химиков» и не экспериментировать с присадками самостоятельно. Лучшее что можно сделать для безопасности своего автомобиля — это заправляться на проверенных АЗС по крайней мере в ближайшие 2-3 месяца и доверять сертифицированному топливу.
«Если что-то случится на большой сетевой заправке — всегда легче обратиться в сервис. А вот если это случится где-то на трассе на малоизвестной АЗС, даже номер телефона не всегда найдешь», — добавляет эксперт.
В долгосрочной перспективе использование биоэтанола — это экологически обоснованное решение, которое уменьшает зависимость от ископаемого топлива и снижает выбросы CO₂. Для Украины, которая стремится интегрироваться в европейскую экономическую и экологическую среду, это очередной важный шаг вперед. Мир развивается по-разному, но новые для Украины требования по горючему точно не несут угрозы для потребителей.